Здравствуйте,
В прошлый раз я опубликовал информацию о франчайзинге, что это такое и с чем его едят http://mlm-ortho.blogspot.com/2009/11/blog-post_30.html. Сегодня я бы хотел рассмотреть этот вид бизнеса с нравственной точки зрения.
Я повторяться не буду в объяснении терминологии – можете прочесть её в соответствующем посте.
Рассмотрим преимущества франчайзинга
-> Доказанная система
-> Избежание многих проблем на старте
-> Существующее имя и репутация
С точки зрения стандартного бизнеса, то, что франчайзер уже показал себя, свой бизнес на рынке товаров или услуг – это лучше, чем всё начинать «с нуля».
-> Поддержка, когда это необходимо
Если у Вас что-то не получается, а это бывает на первых порах со всеми новичками, то франчайзер всегда рад помочь Вам, как своему франчайзи, ведь он заинтересован в продвижении товаров и услуг под своей торговой маркой не меньше Вашего.
Позвольте здесь мне привести сравнение с отношениями «лидер-дистрибьютор» в сетевом маркетинге.
Естественно, в стандартном бизнесе таких отношений не найти. Там - жёсткая конкуренция: не получается – выходи из игры. То есть, руку помощи никто не протянет.
Слова Господа Иисуса Христа:
В прошлый раз я опубликовал информацию о франчайзинге, что это такое и с чем его едят http://mlm-ortho.blogspot.com/2009/11/blog-post_30.html. Сегодня я бы хотел рассмотреть этот вид бизнеса с нравственной точки зрения.
Я повторяться не буду в объяснении терминологии – можете прочесть её в соответствующем посте.
Рассмотрим преимущества франчайзинга
-> Доказанная система
-> Избежание многих проблем на старте
-> Существующее имя и репутация
С точки зрения стандартного бизнеса, то, что франчайзер уже показал себя, свой бизнес на рынке товаров или услуг – это лучше, чем всё начинать «с нуля».
-> Поддержка, когда это необходимо
Если у Вас что-то не получается, а это бывает на первых порах со всеми новичками, то франчайзер всегда рад помочь Вам, как своему франчайзи, ведь он заинтересован в продвижении товаров и услуг под своей торговой маркой не меньше Вашего.
Позвольте здесь мне привести сравнение с отношениями «лидер-дистрибьютор» в сетевом маркетинге.
Естественно, в стандартном бизнесе таких отношений не найти. Там - жёсткая конкуренция: не получается – выходи из игры. То есть, руку помощи никто не протянет.
Слова Господа Иисуса Христа:
«Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф 22:39)в свете франчайзинговых отношений смотрятся иначе, нежели в свете конкуренции в линейном бизнесе. Забегая наперёд, скажу, что готовлю цикл статей о бизнесе и нравственности. Многие противники смешения этих двух понятий скажут, что нельзя говорить о нравственности и об этике в бизнесе. Но я скажу, что можно и в подтверждение приведу перечень людей, которые так считают.
В нашем «постсоветском» бизнесе, действительно, сложно говорить о какой-то нравственности. Я уже говорил о мелких предпринимателях, у них одна проблема – прокормить семью и «порвать любого», кто встанет им на пути. В крупном бизнесе ситуация после 90-х гг. может и улучшилась, когда стреляли во всех конкурентов и тех, кто не имел своей «крыши»… Но сейчас, если возникнет неординарная ситуация в таком бизнесе – сразу вспомнятся девяностые. Это я говорю из личного опыта общения с крупными предпринимателями.
-> Сила коллективной закупки
-> Коллективная реклама
-> Больше база знаний
Ну, здесь большой плюс только с точки зрения стандартного бизнеса. О нравственном развитии человеческой сущности, думаю, говорить не придётся.
Недостатки франчайзинга
-> Ограничение автономии
Может, автономия даже сильнее ограничена, чем в сетевом маркетинге, не говоря о стандартном бизнесе. Но о том ли говорить православному христианину? Ведь христианство само по себе несёт в себе ограничение автономии, начиная с Заповедей Декалога (Моисеевых 10 заповедей) и Заповедей Блаженства, заканчивая постановлениями Вселенских, Поместных, Архиерейских соборов и обычаями местности. Согласитесь, ведь такие ограничения касаются не только церковной жизни, но и повседневной жизни мирянина.
Мне сразу вспоминается жизнь поволжских купцов Дикого и Лопахина из произведений П.И. Мельникова-Печерского – они и коммерцию вели, и обряды православные соблюдали. Чем не ограничение автономии?
-> Уплата первоначального взноса и розничной цены
-> Оплата постоянных взносов роялти
Эти пункты можно даже не обсуждать. Всегда при ведении бизнеса нужно уплачивать взносы.
Снова вспоминаем слова Иисуса Христа:
«Итак, отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф 22:21).В итоге статьи, под заголовком «Чего искать во франшизе» упоминается, помимо всех прелестей новой формы бизнеса, перспектив обучения и дружной команды именно этическая составляющая. Всё-таки, бизнес может быть этичным. Любой бизнес призван к тому, чтобы человек зарабатывал деньги для улучшения своих жизненных условий. Да, здесь есть тонкая грань. Богатство или достаток часто расслабляет человека, но не каждого – вспомните пример жития прп. Серафима Саровского. Он был богатым человеком, но стал в лике святых.
Иисус Христос говорит:
«Как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!» (Лк 18:24).Но всё же, это возможно.
Тут уже нужно искать причину ни в бизнесе, ни в деньгах, а в отношении человека к тому, что ему даёт Бог. А мы рассматриваем именно тематику «нравственного бизнеса». Я пересмотрел несколько книг, несколько православных интернет-ресурсов, да и в памяти я не припомню, чтобы у Церкви было какое-то мнение о бизнесе, как таковом. Есть определённое отношение к деньгам, к сребролюбию, к благотворительности, к труду, к родителям, к детям, к жене (мужу), к способу заработка денег, но не к бизнесу как таковому.
Конечно, в стандартном бизнесе тоже можно работать, соблюдая нормы совести, этические нормы, заповеди христианства, но сложнее, чем во франчайзинге именно из-за модели построения бизнеса.
Для изучения франчайзинга на примере предлагаю изучить его здесь: http://eterra24.ru/sales/fr/?p=9417 и здесь http://eterra24.com/franchise/?p=9417. Тогда, наверное, Вы сможете проверить сами такую систему.
Комментариев нет:
Отправить комментарий